Краткие сведения
Анатолий Белый — российский и израильский актёр театра и кино, мастер дубляжа, обладатель звания «Заслуженный артист Российской Федерации». Прославился благодаря ролям в популярных телесериалах и полнометражных фильмах, а также оригинальному театральному проекту «Кинопоэзия».
Ранние годы
Анатолий Александрович Вайсман родился в посёлке Брацлав (Винницкая область, УССР) 1 августа 1972года. Его родители приехали в гости к родственникам, и у женщины неожиданно начались преждевременные роды. Семья вскоре вернулась в Тольятти, где отец работал на строительстве крупнейшего автозавода, а мать впоследствии преподавала немецкий язык в школе.
С ранних лет Анатолий увлекался спортом. Он обладал хорошими физическими данными, активно занимался акробатикой и фехтованием, получил титул мастера спорта. Анатолий проявлял себя как интроверт — предпочитал уединённые занятия. В школе он также увлёкся музыкой — играл на гитаре и участвовал в местной команде КВН и театре молодёжи, где впервые ощутил магию сцены.
После окончания школы в 1988 году Анатолий поступил в Куйбышевский авиационный институт на факультет электронно-вычислительных машин, систем и сетей. Параллельно он проявлял активность вне учёбы — играл на гитаре, участвовал в городских КВН и занимался в народном молодёжном театре, что вскоре стало для него главным. На третьем курсе он понял, что техника — не его путь, и принял решение сменить направление.
Вскоре Белый уехал в Москву и успешно поступил в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина в мастерскую Николая Афонина, где среди преподавателей выделялась Людмила Новикова. После его окончания в 1995 году он стал обладателем классических актёрских навыков и был готов к свершениям на сцене и в кино.

Анатолий Белый в фильме «Параграф 78»
Профессиональная деятельность
После выпуска из Щепкинского училища Анатолий Белый поступил на службу в Театр Российской армии (1995–1998), где помимо театральных постановок проходил также срочную службу как военнослужащий-актёр. Уже тогда заметными были его рост, телосложение и тембр голоса — качества, которые открыли ему путь в щепкинское училище и дальнейшую карьеру.
После службы он попал в труппу Олега Меньшикова — «Товарищество 814», где играл в спектаклях «Горе от ума», «Кухня» и других проектах, включая постановки Кирилла Серебрённикова. Этот период стал для него не только профессиональным испытанием, но и началом сотрудничества с ведущими деятелями российского театра. Постепенно он превращался из новичка в одного из самых востребованных артистов российского и, позднее, израильского театров и кино.
В 1998 году Белый присоединяется к Московскому драматическому театру имени Станиславского, а в 2003 году — переходит в труппу МХТ имени А. П. Чехова. Там он выступал в ключевых постановках: «Король Лир», «Белая гвардия», «Ромео и Джульетта» (роль Меркуцио), «Пленные духи» и других, сформировав репутацию универсального актёра высочайшего класса. Здесь же в 2007 году был отмечен премиями «Чайка» и «Маска Зорро» за роли в «Пленных духах» и «Человекеподушке».
Заметной вехой в профессиональной деятельности стали его съёмки в кино и многосерийных проектах. Впервые появившись на экране в 1996 году, Анатолий впоследствии долгое время безуспешно ходил на кастинги, но не мог получить даже эпизодической роли. В 2002 году он засветился в сериале «Бригада» и в мистической драме «Глаза Ольги Корж». Роли в этих проектах было эпизодическими, но выразительными.
Переломным моментом в его телевизионной и кинокарьере можно назвать съёмки в «Умножающем печаль» и «Талисмане любви». Здесь он впервые оказался в числе ведущих актёров, создав глубокие и разноплановые образы. Его партнёрами по этим проектам стали Евгения Крюкова, Алексей Макаров, Станислав Любшин, Татьяна Арнтгольц, Любовь Толкалина, Светлана Ходченкова.
После успеха в телесериалах пришёл черёд крупных кинопроектов. Актёрское мастерство Анатолия Белого ярко раскрылось в напряжённом фильме «Седьмой день», где он исполнил главную роль. По сюжету его герой Николай, проиграв в карты, подозревает мошенничество и сталкивается с угрозами от кредиторов. Но история выходит за рамки типичного криминального повествования — в ней появляется таинственное наследство, которое дед главного героя спрятал где-то од землёй.
В боевике «Параграф78» Анатолий сыграл роль Спэма — персонажа, в образе которого сочетались харизма и драма, что сделало игру актёра узнаваемой на широком экране. Остальных основных персонажей воплотили такие звёзды, как Гоша Куценко и Владимир Вдовиченков. Затем последовали другие значимые картины. В течение следующего десятилетия Белый был задействован в более чем 50 телевизионных и кинопроектах.
К числу наиболее значимых картин этого периода можно отнести несколько лент. Это «Метро», в котором актёр воплотил образ бизнесмена Влада Константинова, «1812: Уланская баллада» — князь Кикнадзе, «Стальная бабочка» — роль неустойчивого и сложного героя. В мелодраматической ленте «Шагал — Малевич» Белый продемонстрировал ещё одну грань своего таланта — экранного актёра, который интересуется историей и искусством.
Особую значимость имели его работы в телевизионных и кинодрамах, основанных на литературных первоисточниках. В сериале «Братья Карамазовы» он создал образ Ивана, в исторической драме «Фурцева» — лётчика Никиты Всеволжского, а в биографическом фильме «Орлова и Александров» блестяще воплотил режиссёра Григория Александрова, заслужив признание критиков и зрителей за интеллектуальность и химию с партнёршей Олесей Судзиловской.
Помимо традиционного экрана, Белый одним из первых обратил внимание на формат низкобюджетных артпроектов. В 2016 году он запустил «Кинопоэзию» — авторский проект, где сочетание поэтического текста, визуального ряда и камерной сцены стало новой формой представления литературы и киноискусства. Этот формат позволил зрителям наслаждаться эмоциональной концентрацией и глубокой аудиовизуальной эстетикой в маленьких залах и онлайн.
В 2019 году зрители познакомились с драматическим проектом «Перепутанные», где Анатолий Белый и Любовь Толкалина воплотили образы богатой пары, столкнувшейся с шокирующим открытием: их дочь оказалась чужим ребёнком из-за роковой ошибки в роддоме. В 2020 году актёр был задействован в напряжённом триллере «Колл-центр», где он предстал в роли подполковника ФСБ. В центре сюжета — заложники колл-центра, попавшие под власть таинственных преступников.
Поворотным моментом в карьере артиста стал 2021 год. В канун Дня святого Валентина состоялась премьера комедии «Love» с впечатляющим актёрским составом, включая Екатерину Варнаву, Юрия Стоянова и Сергея Светлакова. Фильм исследовал разные грани любви через призму отношений различных пар. Образ, воплощённый Белым, разительно отличался от ранее сыгранных ролей.
Этот период ознаменовался важным творческим решением талантливого и харизматичного артиста — он начал сознательно отходить от воплощения отрицательных персонажей, стремясь расширить актёрский диапазон. Это проявилось в фильме «Я не шучу», где он сыграл более позитивный образ.
Параллельно актёр не отказывался от интересных проектов, как, например, сериал «Клиника счастья» 2021 года. Он привлёк внимание Белого сильным актёрским составом и оригинальным жанром. Завершающей премьерой года стала спортивная драма «Мастер», где Белый разделил съёмочную площадку с Игорем Петренко, Аристархом Венесом и другими известными актёрами. Фильм, вдохновлённый реальными историями команды «КАМАЗ-мастер», рассказывал о мире гоночных грузовиков.
В 2022 году Белый резко изменил направление творчества и жизни. После начала войны в Украине он покинул МХТ и переехал в Израиль. По признанию актёра, возвращение на историческую родину обернулось серьёзным испытанием — пришлось фактически заново строить карьеру. Основной преградой на пути к театральной сцене стало незнание иврита, поэтому Белый с большим усердием взялся за изучение языка, понимая, что это ключ к его профессиональной реализации. Вскоре он стал гастролировать.

Анатолий Белый в сериале «Кошка»
Анатолий Белый сейчас
После переезда в Израиль летом 2022 года Анатолий Белый не ушёл в тень. Его творческая жизнь обрела новое измерение и наполнилась значимыми проектами, отражающими и его гражданскую позицию, и глубину профессионального поиска. В 2023 году актёр представил в Тель-Авиве спектакль «Маленький принц» в литературно-музыкальном формате.
Эта постановка, шедшая в нескольких городах Израиля, стала настоящим семейным событием — «чудом, сотканным руками». Тексты актёр читал под аккомпанемент камерного состава Израильского филармонического оркестра, а песни и мелодии от Вивальди до Грига влились в анимацию Марины Сосниной. В этом же году был представлен спектакль «Как мы хоронили Иосифа Виссарионовича», где Белый выступил в роли режиссёра-постановщика пьесы о Сталине.
В апреле 2024 года Белый вернулся на сцену с монопрограммой «Я здесь» — спектаклем, построенным на стихотворениях и прозаических фрагментах, созданных после начала войны. На сцене он искал ответы вместе с публикой, задаваясь вопросом — «как остаться человеком, несмотря на всё пережитое». Летом и осенью 2024 года актёр вновь оказался в центре внимания: он сыграл в трагикомедии «Натан» Артура Соломонова, где его напарником по сцене оказался говорящий енот. В основе произведения — ироничное исследование природы власти.
В феврале — марте 2025 года Белый вновь участвует в нескольких культурных проектах. Первая премьера — камерная постановка «Орфей» с Израильским филармоническим оркестром и Еленой Яраловой — прошла в ТельАвиве. Постановка сочетает в себе элементы театрального представления и психологического исследования. Она рассказывает о том, как война влияет на личные решения людей, используя простой, но глубокий подход к повествованию.
Более того, в 2025 году Анатолий Белый продолжает активную работу в кино и сериальном формате. Так, ему досталась одна из ключевых ролей в израильской исторической драме «Русское подворье». В основе этой истории — криминальные события, связанные с массовой репатриацией евреев из бывшего СССР в Израиль в 1990-х годах. Также в его активе — участие в долгожданном авторском фильме Сергея Лозницы «Два прокурора». Лента, в которой Белый играет одну из центральных ролей, включена в основной конкурс Канны 2025.
Не менее значимой стала его работа над международным документальным проектом: Белый озвучил на русском языке документ «Auschwitz» под эгидой Стивена Спилберга, за что получил письмо с личной благодарностью от режиссёра. Кроме того, он номинировался на престижную израильскую кинопремию (Офир) за роль в фильме «Khalisa», где сыграл сильного и противоречивого второстепенного персонажа.
Помимо работы в искусстве, Белый занимается преподавательской и кураторской деятельностью: он читает лекции, участвует в мастер-классах и дискуссиях на фестивалях Израиля и Европы, активно делится опытом работы с пересечением театра, кино и поэзии. В интервью он подчёркивает, что в Израиле «ощущает себя частью великого народа» и «не вернётся в Россию», так как выбор между художником и гражданином был сделан им кардинально.
В период 2023–2025 годов Анатолий Белый находится в интенсивном творческом и личном поиске, активно адаптируясь и создавая новые формы искусства — от камерных пьес с оркестром до кино в ключе документалистики и авторского творчества. Его сценические и экранные проекты — это не просто роли, а вклад в культурную и социальную дискуссию, часто в отклике на вызовы нашего времени.

Анатолий Белый в фильме «Халиса»
Семья и личная жизнь
Личная жизнь актёра долгие годы развивалась на фоне театрального творчества и перемен. Первый брак Анатолий Белый заключил в достаточно молодом возрасте. Жена Анатолия, актриса и телеведущая Марина Голуб, была его спутницей с 1995 по 2006 год — в браке не было детей, но отношения оказались прочными, несмотря на непростые жизненные обстоятельства.
В 2006 году он начал отношения с Инессой Москвичёвой, с которой зарегистрировал официальный брак в июне 2013 года. У супругов есть двое общих детей — сын Максим и дочь Виктория — а также дочь Инессы Екатерина от первого брака. Отношения Анатолия с детьми и второй супругой ровные и дружелюбные. Актёр отмечает, что семья для него — опора в любых жизненных испытаниях.

Анатолий Белый с женой Инессой Москвичёвой
Теги