Vector
Vector
Персоны

Бодров Сергей Владимирович

Дата рождения: 28.06.1948

Место рождения: СССР, г. Хабаровск

Гражданство: Россия

Семейное положение: Женат

Дети: 1 сын, 1 дочь

Бодров Сергей Владимирович

Описание

Краткие сведения

Сергей Владимирович Бодров-старший — кинодеятель, писатель, автор рассказов, фельетонов и более 20 экранизированных сценариев. Дважды выдвигался на премию «Оскар» и несколько раз становился лауреатом престижных российских наград. Бодров-старший начинал работу в кино с должности техника по освещению. Режиссёрскую деятельность начал на студии Казахфильм в 1984 году.

Ранние годы

Сергей Владимирович Бодров-старший родился в Хабаровске 28 июня 1948 года. Его мама на момент рождения сына училась в мединституте, и основные обязанности по воспитанию ребёнка легли на плечи деда и бабушки. Старики приучали мальчика с детства к труду. Дед раньше охотился на тигров, но парень думал не об охоте — сначала он хотел стать жокеем и начал заниматься верховой ездой. Но позже выяснилось, что его рост слишком высок для скачек.

Сергей нашёл новую мечту — решил стать лесником. Тем более в доме всегда было и оружие, и всё необходимое для охоты и отлова зверья. Но мечта о лесничестве быстро покинула парня. Тогда он задумался о профессии пожарного, а после начал всерьёз рассматривать в качестве основной деятельности и журналистику, однако позже решил, что из-за заикания не сможет поступить на журналистский факультет.

Перебрав в голове множество профессий, Бодров переехал в Москву, где поступил в энергетический институт по специальности «инженер авиационного электрооборудования». Но пристрастия к азартным играм не позволили Сергею получить диплом. Попав в скандал, связанный с карточной игрой, он был отчислен. Чтобы расплатиться с долгами, пришлось вернуться домой и украсть бабушкины сбережения.

Позже, работая в издании «Крокодил», Сергей зарекомендует себя, как талантливый сочинитель рассказов. Ему посоветовали выучиться на сценариста, и Бодров, прислушавшись к рекомендациям, заочно поступил на сценарный факультет ВГИКа. Ремесло сценариста и кинодраматургию осваивал под руководством Киры Парамоновой и Натальи Фокиной. В 1974 году окончил обучение, и получил диплом.

Сергей Бодров-старший и Сергей Бодров-младший

Профессиональная деятельность

Первая роль досталась кинодеятелю в 12 лет, когда Сергей Бодров-старший сыграл в одном из эпизодов фильма «Первое свидание». После отчисления из института Сергей решил идти в армию, но из-за детской травмы челюсти, повлёкшей заикание, его признали негодным к воинской службе. Домой возвращаться было стыдно, и парень устроился на работу в Московскую киностудию. Работал техником по освещению и созданию световых эффектов.

С этого момента он начинает писать рассказы. Свои произведения он отправлял в «Литературную газету», и они произвели хорошее впечатление на редактора. В 1970 году Бодров участвовал в конкурсе юмористических рассказов на страницах журнала «Крокодил» и занял почётное третье место. В 1974 году он заочно окончил ВГИК и работал журналистом в издании «Крокодил». Параллельно пробовал свои силы в режиссуре.

Дебютная короткометражка молодого режиссёра — «Голос войны», вышла в 1974 году. В этом же году он написал сценарий для 139-го выпуска сатирического киножурнала «Фитиль» и чуть позже устроился сценаристом на Мосфильм. На новой должности он вплотную занялся написанием сценариев. В 1978 и 1979 годах Бодров стал автором сюжета к двум комедийным лентам — «Баламут» и «Моя Анфиса».

В 1981 году выходит телефильм «Любимая женщина механика Гаврилова», ставший впоследствии известным на весь Союз. Бодров написал сценарий к этой ленте и сыграл незначительную роль. Одновременно с этим он работал над созданием мультфильма «Отражения», состоявшего из трёх пародийных историй. Работа в «Крокодиле» и склонность к сатире очень помогли Сергею в написании текста.

Спустя 2 года он в качестве основного сценариста участвует в создании двух кинокартин — мелодрамы «Молодые люди» и драмы «Долгий млечный путь». Обе работы продемонстрировали, что Бодров, помимо сочинения сатирических сюжетов, вполне способен к драматургии. Но на следующий год он вновь возвращается к комедийному жанру и пишет сценарий к телефильму «Очень важная персона», взяв за основу героев произведения Шукшина.

Не имея профильного режиссёрского образования, стать режиссёром на Мосфильме у Бодрова не было шансов, и он отправился в Казахстан, где в 1984 году снял свой первый фильм совместно с Аманбеком Альпиевым — «Сладкий сок внутри травы». Дебют оказался удачным. Лента была представлена на кинофестивалях в Москве и Минске, и на обоих одержала победу, а Сергей Владимирович заслужил всесоюзное признание.

В этом же году он написал сценарий к ленте «Юрка — сын командира». Следующие два года для кинодеятеля прошли очень продуктивно. В 1985 году он вновь работает над сюжетом для трёх лент. Кинокомедия «Не ходите девки замуж» заняла 6 место в прокате. Драма «Мой дом на зелёных холмах» не получила широкой огласки, а в мелодраме «Непрофессионалы», которую снял сам Бодров, по мнению критиков, «не всё доведено до конца».

Впрочем, критика не помешала картине забрать три приза, один из которых — премия кинофестиваля в Турине. На следующий год Сергей снимается в ленте «Чужая белая и рябой», которая была предложена СССР в качестве претендента на «Оскар», как фильм на иностранном языке. Но кинолента не попала в число номинантов. Параллельно со съёмками Бодров срежиссировал психологическую драму «Я тебя ненавижу».

Советским критикам и сценарий, и режиссура понравились. В этой ленте впервые появился Бодров-младший. Следующий, 1988 год, Сергей Владимирович трудился исключительно над сценариями. На основе его сюжетов вышли две ленты — сказка «На помощь, братцы!», и драма «Француз», для создания сюжета которой сценарист взял за основу произведение Дубровина «В ожидании козы», но с более оптимистичным развитием судеб персонажей.

В 1989 году Бодров возвращается в режиссёрское кресло и снимает один из самых известных за свой советский период творчества фильм — «Катала». Второй его режиссурой этого года стала драма «СЭР», которая была представлена на кинофестивале в Берлине. Ещё к трём лентам Сергей написал сценарии: драмы «Сумасшедший», «… И вся любовь» и «Сын», снятый в жанре военного кино на киностудии Туркмении.

В 1990 году Сергей Владимирович выступил в качестве сценариста музыкальной кинокомедии «Наш человек в Сан-Ремо», в котором прозвучали 13 советских шлягеров. На следующий год он разработал сценарий для ленты «Райская птичка», съёмки которой прошли в Туркменистане. После этого Бодров вновь возвращается к режиссёрской деятельности, и в 1991 году на экраны выходит интернациональная лента «Белый король, красная королева».

Сам режиссёр наград не получил, зато лента была удостоена премии «Ника» за музыкальное сопровождение. Следом Бодров снимает криминальную драму «Я хотела увидеть ангелов», показ которой состоялся на кинофестивале в Берлине. Для съёмок ленты пришлось привлечь байкеров. Затем он переехал в США, где приступил к работе над англоязычными проектами. Его дебютом за океаном стала лента «Любить кого-то» от 1994 года.

В 1995 году Сергей работал в качестве ассистента режиссёра над экранизацией произведения Достоевского «Записки из подполья», а затем начал работу над фильмом «Кавказский пленник» — современной интерпретации знаменитого произведения Толстого. Лента вышла в прокат в 1996 году, и в ней роль главного персонажа исполнил Бодров-младший, моментально ставший восходящей звездой отечественного кинематографа.

Примечательно, что отец не хотел привлекать сына. Однако, тот настаивал. Пробы показали, что Сергей-младший — идеальный кандидат. Спустя три года Бодров вновь отправился работать за рубеж, где снял ленту «Бегущий свободным» и написал сценарий для интернационального проекта «Восток — Запад». Лента была номинирована на «Оскар» и открыла перед режиссёром широкие возможности для работы в США.

Сергей Владимирович потом признался, что после номинации он получил массу предложений, в том числе и несколько сценариев от студии Спилберга, но решил работать над собственным проектом и в 2001 году выпустил в прокат ленту «Давай сделаем это по-быстрому», а затем вновь вернулся на родину, чтобы снять очередной совместный с сыном проект — «Сестры». Сюжет к фильму разработал Бодров-младший.

Фильм участвовал в 16 фестивалях и удостоился нескольких наград. Годом позже отец и сын совместно выпустили кинокартину «Медвежий угол». Причём данный сценарий Бодровым-старшим был написан ещё 10 лет назад. Кинозрители увидели Бодрова-младшего на экране в последний раз. Эта работа стала для Сергея Сергеевича лебединой песней — фильм вышел в прокат после трагедии в Кармадонском ущелье.

Два года потребовалось режиссёру, чтобы вернуться к творческой деятельности. В 2004 году в Казахстане вышел фильм «Шиzа» по сценарию Бодрова. Он же занял место продюсера, а режиссёром выступила будущая жена Гульшад Омарова. Фильм получил широкую известность в Казахстане и был представлен на кинофестивале в Копенгагене. Следующие два года Сергей посвятил работе с историческим кино.

«Кочевник» появился в прокате в 2005 году и принёс Бодрову дополнительную порцию успеха. Причём изначально Сергей Владимирович не рассматривался на должность режиссёра, а занял её в связи с отказом от участия Ивана Пассера. В 2007 году вышел фильм «Монгол», который завоевал шесть статуэток «Ника», в том числе одну в категории «за лучшую режиссуру». Ленту номинировали на «Оскар», но награду получила другая работа.

В этом же году Бодров попробовал свои силы в документалистике, сняв фильм «Пьяный моряк». Годом позже Сергей Викторович участвует в съёмках интернациональной драмы «История о правах человека». Причём на его плечи опять легли обязанности и режиссёра, и сценариста, и продюсера. Также он написал сценарий к ленте «Баксы», которую сам спродюсировал, и поучаствовал в создании одного эпизода «Мустафа Шокай».

В период с 2009 по 2010 год у Бодрова было немного работы. Он занимался съёмками для киноальманаха «Один прорыв воображения», сняв в рамках данного проекта эпизод № 42. А также стал автором сюжета кинокомедии «Дочь якудза», которую сам снял и спродюсировал. Фильм вышел в прокат в России и в Японии. Критики не лучшим образом отозвались о работе, назвав её «типично советской».

После не самого успешного проката последних лет режиссёр взял четырёхлетний перерыв. В 2014 году он отметился тремя работами, среди которых наиболее перспективной выглядела фэнтезийная драма «Седьмой сын». Съёмки проходили в США. Несмотря на звёздный состав, лента собрала 114 млн долларов в прокате при затратах свыше 95 млн. Многие специалисты посчитали, что для проекта со столь звёздными именами, это провал.

В этом же году Бодров спродюсировал короткометражную ленту «Прослушивание», а также выступил в роли продюсера своего второго документального фильма «Дархан», режиссёром и сценаристом которого выступила его супруга Гульшад Омарова. Спустя год Сергей Владимирович немного удивил, вернувшись к актёрской практике — он снялся в фэнтезийной мелодраме «Рыцарь кубков», причём сыграл самого себя.

Дальше последовал практически четырёхлетний творческий перерыв. К работе Бодров вернулся лишь в 2019 году, занявшись съёмками автобиографической ленты «Калашников». Проект был запланирован в рамках столетнего юбилея знаменитого конструктора. Причём в основу сценария легли мемуары людей из близкого окружения Михаила Тимофеевича. Особое внимание было уделено этапам создания автомата.

Фильм вышел в прокат в 2020 году. Художественное повествование допускало ряд вольных допущений, однако критики, близко знакомые с историей изобретения автомата, после просмотра заявили, что данная картина — это не историческая кинолента, а «комедия с надуманными конфликтами». Как итог, полный провал в прокате. Лента смогла собрать чуть более половины от суммы, затраченной на производство.

Через два года после неудачного релиза вышел фильм «Дышите свободно». Бодров снял ленту по собственному сюжету. Причём идея рассказать о борьбе с заиканием родилась у него практически 30 лет назад, но все эти годы он никак не мог приступить к её реализации. После выхода в прокат критики отметили, что фильм есть за что хвалить. Но немного и покритиковали, посчитав, что режиссёр полностью не раскрыл проблематику.

Стоит отметить, что Сергей Владимирович справился с главной задачей — реализовал давнюю идею и затронул очень важный вопрос. В его планах реализовать ещё несколько проектов. С каждым годом его деловая активность снижается, но о каком-то творческом спаде говорить не приходится. Просто Бодров — режиссёр-одиночка, который не примкнул ни к одной творческой группе, и это накладывает определённые ограничения.

Сергей Бодров-старший сейчас

Сергей Бодров-старший проживает в Лос-Анджелесе, но считает себя русским режиссёром. Он неустанно следит за творческим путём внучки Ольги и продолжает работу в кино. Работа для него — это способ не только заработать на жизнь, но и попытка убежать от боли, вызванной гибелью сына. Прошло много лет, но боль не стихает. Каждый год Сергей Владимирович приезжает на место трагедии, чтобы почтить память Серёжи.

Дом Бодрова расположен в 10 минутах ходьбы от океана в одну сторону, и горного хребта Сан-Джасинто — в другую. Рядом с его домом расположен парк. Есть у Сергея Владимировича и сад. Основные идеи приходят к нему в голову, когда он гуляет по побережью или в горах, бродит по саду или аллеям парка. Планируется, что уже осенью 2025 года выйдет в прокат новая работа режиссёра — «Охотник», рассказывающая о мести.

Бодров-старший как-то сказал сыну, что в кино должна присутствовать страсть. Младший был слишком спокойным для подобной работы. Это спокойствие и стало характерной чертой его персонажей: выдержка, хладнокровие, трезвый расчёт. Сергей Владимирович не хотел, чтобы сын пошёл в кино. Не смог отговорить, и до сих пор испытывает чувство вины. Боль так не и отпускает, и, вероятно, никогда не позволит уйти пенсию.

Личная жизнь и семья

Личная жизнь кинодеятеля довольно богата на события, но сам Сергей Бодров-старший о ней говорить не любит. Первой супругой Бодрова стала Валентина. На момент знакомства девушка училась в институте искусствоведения. Отношения развивались стремительно, и в 1971 году молодые люди поженились. В этом же году у них родился сын Сергей, который впоследствии стал символом целого поколения. В 2002 году Бодров-младший погиб в Кармадонском ущелье.

В 1977 году Сергей Владимирович ушёл из семьи, но вернулся ради ребёнка, однако такой брак не мог существовать долго, и спустя 7 лет супруги официально расстались. Во второй раз Бодров женился на кинорежиссёре Кларе Высоцкой, но их совместная жизнь оказалась слишком короткой. Третьей избранницей кинодеятеля стала художница из Казахстана и владелица собственной галереи Айжан Беккулова.

Айжан родила Бодрову дочку Асию, которая впоследствии пошла по стопам матери. Ребёнок не смог спасти и этот брак. На работе Сергей встретил свою новую любовь — сценаристку и кинорежиссёра Кэролин Кавальеро, и женился на ней. Позже пара переехала в США. Пятой супругой кинодеятеля стала казахстанская актриса Гульшад Омарова, с которой он познакомился в 1984 году. Избранница младше своего суженого на 21 год.

Сергей Бодров-старший с Кэролин Кавальеро

Vector
Vector