Краткие сведения
Ингеборга Дапкунайте — известная театральная и киноактриса. Добилась признания как в странах постсоветского пространства, так и на международной сцене. Её сценический репертуар и фильмография включают как драматические, так и комедийные роли. Картины с её участием были отмечены наградами, она сотрудничала с выдающимися режиссёрами, неизменно показывая великолепную игру. В числе наиболее известных лент с её участием — «Николай Вавилов», «Интердевочка», «Утомлённые солнцем», «Война», «Морфий».
Ранние годы
Дапкунайте Ингеборга Эдмундовна родилась 20 января 1963 года в Вильнюсе в семье дипломата Пятраса-Эдмундаса Дапкунаса и метеоролога Ингеборги Сабалите. Из-за профессиональной занятости родителей в Москве детство Ингеборги прошло под опекой бабушки. Женщина работала в Вильнюсском театре оперы и балета, и именно она впервые привела четырёхлетнюю Ингеборгу на сцену.
Юная актриса сыграла в постановке «Чио-Чио-сан» роль сына мадам Баттерфляй. С ранних лет девочка проявляла интерес к искусству, посещала театральную студию во Дворце профсоюзов. У неё также были и другие увлечения — она занималась фигурным катанием и баскетболом.
Ингеборга впервые побывала в Москве в возрасте 7 лет, приехав к родителям на каникулы. По признанию актрисы, город поначалу показался ей огромным, серым и неуютным. Но позже она стала считать его родным. Любимым занятием девочки было чтение. В их доме была богатая библиотека. Несмотря на то, что Ингеборга с ранних лет пробовала выступать перед большой аудиторией, она долгое время оставалась замкнутой и стеснительной.
Окончив учёбу в школе, Ингеборга решила продолжить образование в Литовской государственной консерватории. Она выбрала направление хорового и театрального искусства, где занималась под руководством Йонаса Вайткуса. В 1985 году она завершила обучение и получила диплом актрисы театра и кино.

Ингеборга Дапкунайте в фильме «Подмосковные вечера»
Профессиональная деятельность
Ингеборга Дапкунайте начала свою профессиональную карьеру на театральных подмостках — сразу после окончания консерватории. Она присоединилась к Каунасскому драматическому театру, где под руководством режиссёра Йонаса Вайткуса участвовала в нескольких постановках.
Позднее она продолжила работу в Молодёжном театре в Вильнюсе, где сотрудничала с известным режиссёром Эймунтасом Някрошюсом, исполняя роли в спектаклях «Чайка» и «Нос». В 1991 году актриса стала участвовать в постановках Лондонского театра, одной из которых стала «Ошибка речи» режиссёра Саймона Стоукса. Образ главного героя в этом спектакле воплотил Джон Малкович.
Актриса, знакомая российскому зрителю по рейтинговым фильмам, активно участвовала в театральных постановках не только в Лондоне и США, но и посещала с гастролями другие страны — от Эквадора до Австралии. Помимо Джона Малковича, её партнёрами по сцене становились Майкл Фист, Колин Сэлмон, Вайнона Райдер, Мерил Стрип, Гленн Клоуз.
Дебют Дапкунайте как киноактрисы состоялся в 1984 году в ленте Раймундаса Баниониса «Моя маленькая жена». Однако широкую известность она получила после роли Кисули в фильме «Интердевочка» Петра Тодоровского в 1989 году, где её персонаж — проститутка с добрым сердцем — вызвал сочувствие и симпатию зрителей. Эта роль стала поворотным моментом в её карьере, открыв двери к более значительным проектам.
В начале 1990-х годов Ингеборга Дапкунайте продемонстрировала впечатляющий актёрский талант в двух значительных картинах. В 1991 году она блестяще воплотила образ декадентской героини в ленте Дмитрия Месхиева «Циники», за что была удостоена премии «Золотой овен».
Не менее запоминающимся стало её перевоплощение в Екатерину Измайлову в ленте Валерия Тодоровского «Подмосковные вечера». За эту работу актриса получила престижную премию «Ника». Оба проекта позволили Дапкунайте в полной мере раскрыть свой драматический талант и заслужить признание профессионального сообщества.
В 1994 году Дапкунайте воплотила один из своих самых известных кинообразов — Марусю в ленте Никиты Михалкова «Утомлённые солнцем». Картина получила премию «Оскар» за лучший иностранный фильм, а сама актриса была удостоена премии «Ника» как лучшая актриса. Её работа в этом фильме продемонстрировала глубокую эмоциональность и тонкость исполнения. Её партнёрами по картине стали Олег Меншиков, Вячеслав Тихонов, Марат Башаров.
Успех в «Утомлённых солнцем» привёл к приглашениям в международные проекты. В 1996 году она снялась в голливудском блокбастере «Миссия невыполнима» Брайана-Де Пальмы, исполнив роль агента Ханны Уильямс. Затем последовала роль в фильме «Семь лет в Тибете» режиссёра Жан-Жака Анно, где она сыграла жену главного героя, роль которого исполнил Брэд Питт.
Профессиональная карьера актрисы активно развивалась на международной арене. В начале 2000-х она успешно чередовала российские и зарубежные проекты. Одним из заметных фильмов с её участие стал российский триллер «Одиночество крови», где она исполнила центральную роль. В 2003 году Ингеборга присоединилась к международному актёрскому составу, снявшись в многонациональной драме «Зимняя жара» (совместное производство Франции, Бельгии, Испании и России), а также во франко-британском проекте «Поцелуй жизни».
В числе заметных проектов актрисы — лента Алексея Балабанова «Война». Дапкунайте исполнила роль британской журналистки Маргарет, попавшей в плен к чеченским боевикам. Съёмки проходили в экстремальных условиях, включая сцену, где актриса плавала в холодной реке, температура воды в которой была всего 5 °C. Сотрудничество с Балабановым продолжилось в фильме «Морфий», основанном на рассказах Михаила Булгакова, где она сыграла роль жены главного героя.
Вскоре её фильмография пополнилась знаменитой сагой о докторе Ганнибале Лектере. В 2007 году актриса воплотила образ матери знаменитого маньяка в картине «Молодой Ганнибал: Под маской», что позволило ей продемонстрировать своё мастерство на одной площадке с известными зарубежными коллегами.

Ингеборга Дапкунайте в фильме «Ганнибал: Восхождение»
На телевидении Дапкунайте также проявила себя ярко. В 2003 году она снялась в британском мини-сериале «Главный подозреваемый 6» вместе с Хелен Миррен, где исполнила роль югославской беженки. Её работа получила высокую оценку критиков, а сама Миррен отметила точность и глубину её исполнения.
В 2005 году Ингеборга Дапкунайте неожиданно для публики приняла участие в запуске одного из первых реалити-проектов российского телевидения — «Большой брат». В рамках шоу участники находились под круглосуточным наблюдением камер в изолированном пространстве, взаимодействуя друг с другом.
Выбор актрисы, известной своими серьёзными драматическими работами, в качестве ведущей вызвал у зрителей удивление — её амплуа казалось несовместимым с развлекательным форматом программы. Тем не менее этот опыт оказался для Дапкунайте интересным и познавательным, хотя, вероятно, остался единственным подобным проектом в её карьере.
В 2017 году актриса присоединилась к актёрскому составу нашумевшей ленты «Матильда» режиссёра Алексея Учителя, рассказывающего историю взаимоотношений между балериной Матильдой Кшесинской и будущим императором Николаем II. В этой картине Ингеборга Дапкунайте воплотила образ императрицы Марии Фёдоровны.
Примечательно, что роль представительницы царской семьи не стала для актрисы дебютом. Ранее она уже примеряла подобное амплуа в фильме «Григорий Р.», где исполнила роль императрицы Александры Фёдоровны. Создатели проекта, вероятно, посчитали, что происхождение актрисы и её характерный акцент помогут убедительно передать особенности речи императрицы. Ведь жёны многих российских правителей были иностранками по происхождению.
В 2018 году актриса участвовала в двух крупных проектах. Первым стал российский вариант популярного скандинавского сериала «Мост», где Ингеборга воплотила образ эстонского полицейского комиссара Инги Веермаа — сдержанной и профессиональной сотрудницы полиции. Её партнёром по съёмочной площадке стал Михаил Пореченков, сыгравший харизматичного российского следователя Максима Казанцева. Вместе они расследовали жестокое преступление, произошедшее на границе между Россией и Эстонией.
Параллельно актриса работала над американским триллером «Красный воробей» под руководством режиссёра Фрэнсиса Лоуренса. В этой картине она исполнила роль балетмейстера. В главных ролях в ленте снялись оскароносная Дженнифер Лоуренс и известный австралийский актёр Джоэл Эдгертон. Особую изюминку картине добавило участие выдающегося артиста балета Сергея Полунина. Оба проекта продемонстрировали многогранность таланта актрисы и её способность успешно работать как в российском, так и в международном кинематографе.
Актриса продолжала активно работать в театре, участвуя в постановках по всему миру. В Лондоне она играла в спектакле «Клоака» на сцене театра Old Vic под руководством Кевина Спейси. Также она участвовала в спектакле «Вариации Джакомо» вместе с Джоном Малковичем, который гастролировал в различных странах, включая Германию, Россию, Австрию и Францию.
В 2022–2023 годах Дапкунайте играла вместе с Малковичем в спектакле «В одиночестве хлопковых полей» в постановке Тимофея Кулябина, который был представлен на различных международных театральных фестивалях. Помимо актёрской деятельности, Ингеборга Дапкунайте активно занимается благотворительностью.
Она входит в число сопредседателей попечительского совета благотворительной организации «Вера» — московского фонда помощи хосписам. Также она продюсировала спектакль «Прикасаемые» с участием слепоглухих людей, который является частью совместного проекта фонда «Со-единение» и Театра наций.
Также Ингеборга Дапкунайте работает куратором актёрского факультета Московской школы кино, где делится своим опытом с молодыми актёрами. Её педагогическая деятельность направлена на развитие нового поколения артистов, и она активно участвует в отборе и обучении студентов.

Ингеборга Дапкунайте в сериале «Мост»
Ингеборга Дапкунайте сейчас
В период с 2023 по 2025 год Ингеборга Дапкунайте продолжает активно участвовать в театральных и культурных проектах, несмотря на изменения в личной и профессиональной жизни. После начала спецоперации на Украине актриса покинула Россию и переехала в Брюссель, где проживает вместе с матерью, сестрой и сыном. Благодаря британскому гражданству, полученному в период брака с театральным режиссёром Саймоном Стоуксом, Дапкунайте имеет возможность свободно работать в странах Европы.
В 2023 году она вошла в состав жюри конкурса Artdocfest Open на фестивале документального кино Artdocfest/Riga, где оценивала работы режиссёров из разных стран. На сцене Театра Наций в Москве Дапкунайте исполнила главную роль в спектакле «Жанна» — трагикомедии о современной женщине, стремящейся контролировать свою жизнь. Постановка получила высокую оценку критиков и зрителей. Сама актриса отметила, что пьеса «Жанна» — это остроумная, смелая и точная работа с живыми персонажами.
В декабре 2023 года в Театре Наций состоялась премьера спектакля «Идиот» по роману Фёдора Достоевского, где Дапкунайте исполнила одну из главных ролей. Режиссёром постановки выступил Максим Диденко. Актриса в интервью отметила, что её день расписан по минутам, но она старается жить здесь и сейчас, оставаясь востребованной в театре и кино.
В начале 2023 года стало известно, что Дапкунайте выбыла из состава актёров сериала «Балет» режиссёра Евгения Сангаджиева, где должна была исполнить главную роль. Её место заняла Алла Сигалова, хореограф и режиссёр-постановщик.

Ингеборга Дапкунайте в сериале «Беспринципные»
Семья и личная жизнь
Ингеборга Дапкунайте трижды связывала себя узами брака. Первым её супругом был актёр и телеведущий Арунас Сакалаускас. Второй брак она заключила с британским театральным режиссёром Саймоном Стоуксом, с которым развелась в 2009 году. Третьим мужем стал адвокат и ресторатор Дмитрий Ямпольский — их брак завершился разводом в 2017 году. В этом же году у актрисы родился сын Алекс.
Теги