Краткие сведения
Луи Армстронг — американский джазмен, популяризатор джаза и основатель направления поп-джаз, виртуозный музыкант и автор песен. За выдающиеся музыкальные заслуги введён в Залы славы джаз-музыки, рок-музыки и R&B. Под собственным именем и псевдонимами Сэтчмо, Сэтч и Попс сочинил 50 песен и исполнил 1103 композиции, вошедшие в одну из самых обширных дискографий — 108 альбомов.
Ранние годы
По официальной версии Луис Дэниел Армстронг родился 4 августа 1901 года. Место рождения — квартал «Поле битвы», — один из худших районов Нового Орлеана. Эта дата была обнаружена в 1980 годах в церковных документах, свидетельствующих о крещении мальчика. Но, по словам музыканта, он появился на свет годом ранее — 4 июля 1900 года, когда в США празднуют День независимости, в семье Уильяма Армстронга и Мэри Эсталь «Майанн» Альберт.
На момент его рождения матери едва исполнилось 16 лет. Родные называли Луиса на креольский манер — Луи. Отец работал подёнщиком, а мать прачкой. Когда мальчику исполнилось полтора года, в семье родилась Беатрис. Вскоре после рождения дочери Уильям бросил семью. Чтобы прокормить себя, матери пришлось периодически зарабатывать на жизнь собственным телом, а Луи был отправлен на воспитание к бабушке Джозефине.
Вскоре мама забрала детей к себе, но по-прежнему не уделяла им никакого внимания. Когда парню было 7 лет, он устроился на работу в лавку к эмигрантам из Литвы — евреям Карнофски. Грузил уголь, помогал по хозяйству. Позже работодатели позволили ему оставаться на ночь в их доме и, по сути, стали для него приёмными родителями. В этой семье Луи научился петь. В 11 лет, едва осилив 5 классов образования, он бросил школу.
Луи пел на улице с другими мальчишками. Новый Орлеан — город музыкальный, а район Сторивилле, в котором проживала приёмная семья Луи, славился барами и музыкальными заведениями. Луис ежедневно слышал музыку из стен этих заведений. Однажды, желая привлечь внимание людей к лавке Карнофски, он взял жестянку и, отбивая ритм, запел. В этот момент владельцы лавки поняли, что у чернокожего мальчишки огромный талант.
Талантливому мальчику нужен был музыкальный инструмент, но для его покупки не хватало двух долларов. Помог Карнофски. Луи купил корнет и начал обучаться игре. Но всё изменилось в новогоднюю ночь с 1912 на 1913 год, когда парень увидел дома пистолет, принадлежавший полицейскому — клиенту матери. Взяв оружие, он устроил на улице стрельбу, за что и отправился в исправительное учреждение для трудных подростков.
В стенах исправительного учреждения для цветных «Уэйф’с Хоум» Луи получил своё первое музыкальное образование, где освоил игру на тамбурине и альтгорне. Чтобы научиться играть на корнете, он сразу после освобождения пошёл в ученики к Кингу Оливеру. Затем изучал судоходство в колледже, но диплом не получил — не смог оплатить учёбу. Позже Луи брал уроки нотной грамоты у знаменитого Фэтса Мэрейбла.
Профессиональная деятельность
Луи Армстронг — один из немногих, если не единственный, чья музыкальная карьера началась в исправительном учреждении. Здесь он начал играть на корнете в составе группы Waif’s Home Brass Band и привлёк внимание Кида Ори. После года заключения, в 1914 году подросток вернулся под опеку отца, в квартире которого прожил недолго и переехал к матери. Но, чтобы не попасть обратно за решётку, ему требовалось срочно найти работу.
Первое время Луи работал в танцевальном заведении Генри Понсе, завсегдатаями которого большей частью были люди, промышлявшие криминалом. Через год Армстронг начал дополнительно подрабатывать в качестве посредника между клиентами и девушкой по имени Нутси, оказывающей эскорт-услуги. Но, получив удар ножом в плечо от своей же подопечной, бросил это занятие и решил пойти учиться в колледж.
С изучением судоходства у Армстронга не заладилось по причине отсутствия денег. К тому же он по-прежнему не отказывался от желания стать профессиональным музыкантом и играл на пароходах в коллективе «Стрекфус Стимс», гастролируя вниз и вверх по Миссисипи. За это время он научился читать ноты и в 1918 году присоединился к оркестру Кида Ори, где и получил прозвище Сэтчмо — «рот-рюкзак, рот-кошелек».
По одной из версий, Луи, проживший все молодые годы в одном из самых неблагоприятных мест Нового Орлеана, сохранил привычку хранить деньги во рту. По другой — так его прозвали за большой рот. Со временем к Луи прикрепятся и другие прозвища: Попс — так он называл всех, чьё имя не знает или забыл, Гейтмаут — рот-ворота и т. д. Чуть позже он занял место второго трубача в коллективе Tuxedo.
К 20 годам Армстронг полностью овладел нотной грамотой и стал одним из первых, кто начал исполнять длинные соло на трубе. В 1922 году Луи получает приглашение от Кинга Оливера и перебирается в Чикаго — музыкальную столицу Штатов, заняв место второго корнета. Постепенно оркестр Оливера стал одним из ведущих чикагских музыкальных коллективов, и Луи начал неплохо зарабатывать. Денег хватало и на жизнь, и на развлечения.
Слава об Армстронге, как человеке, способном сыграть две сотни нот «до» подряд, быстро разнеслась по Чикаго. Его начали приглашать на состязания известные трубачи. В 1923 году Луи сделал первую студийную запись совместно с Оливером в студии звукозаписи Gennett Records, но из-за отсутствия хорошего оборудования качество аудиодорожки оставляло желать лучшего. К этому моменту Армстронг уже женился во второй раз.
Жена посоветовала мужу искать собственный стиль без оглядки на Оливера и исполнять более классическую музыку. Луи начал выступать на церковных концертах. Эта самодеятельность ухудшила отношения с Кингом, и в 1924 году дуэт распался. Армстронг получил предложение от Флетчера Хендерсона и переехал в Нью-Йорк, где ему пришлось оставить корнет и переключиться на трубу, чтобы вписаться в коллектив.
Параллельно Луи начинает экспериментировать с тромбоном. Выступая для богатой белой публики, он продемонстрировал уникальное исполнение песен, совмещающее рассказы о различных персонажах из его жизни в Новом Орлеане. В это же время он записал композиции «Принц Плакс», поучаствовал в студийной записи с Кларенсом Уильямсом и его оркестром Williams Blue Five, а также с блюз-дивами Альбертой Хантер, Ма Рейни и Бесси Смит.
В 1925 году музыкант возвращается в Чикаго и начинает выступать в группе своей жены «Лин Хардин Армстронг», но вскоре создаёт собственный оркестр под названием Hot Five и записывает знаменитые синглы «Блюз картофельной головы» и «Магглы» (жаргонное название марихуаны). Чуть позже к коллективу присоединился Кид Ори и другие влиятельные музыканты того времени, включая жену, которая исполняла партии на фортепиано.
За год коллектив Армстронга записал 24 пластинки, каждая из которых включала оригинальные соло Луи. В 1928 году музыкант создал дуэт с пианистом Эрлом Хайнсом под названием Weather Bird, который и по сей день считается одной из лучших импровизаций в стиле джаз. Параллельно Армстронг продолжал развивать свой собственный стиль, внеся в исполнение нотки афроамериканского танцевального жанра джайв.
Он начал использовать в своих выступлениях скэт-пение — набор бессмысленных звуков, которое сделало «Горячую пятерку» Армстронга одним из самых популярных джазовых коллективов в стране. По сути, это стало новым направлением джаза, которое с удовольствием подхватили и уже известные, и начинающие музыканты. К этому моменту Луи уже собрал новый коллектив — Hot Seven, костяк которого составили члены Hot Five.
Позже состав «Горячей пятерки» вновь поменялся. Ушёл Кид Ори. С обновлённым коллективом Луи выпустил 9 пластинок, и с 1928 года начал записываться с новой группой, куда пригласил Эрла Хайнса. На следующий год он решил вернуться в Нью-Йорк, где в составе оркестра «Пит» принял участие в мюзикле «Горячие шоколадки». Песня Армстронга «Не хулигань» стала самым кассовым треком не только тех лет, но и вообще в его карьере.
Армстронг устроился в клуб «Конни Инн», который на тот момент составлял основную конкуренцию «Коттон-клубу». Здесь он добился значительных успехов, благодаря виртуозной игре и более тёплому звучанию вокала, что стало возможным с использованием нового микрофона. Он на свой манер перепел песню Кармайкла Stardust, и эта версия по сей день считается одной из лучших импровизаций.
В 1931 году он начал использовать в своих записях очередной новаторский подход. Например, треки начинались с короткого соло, а затем следовало вокальное исполнение. Первым таким опытом стала песня «Ленивая река» Сидни Ародина. В процессе игры музыкант чередовал надрывные звуки инструментов с рычащими возгласами, а порой и вовсе игнорировал нотную музыку, переходя к полной импровизации.
Армстронгу начали подражать, но с приходом эпохи Великой депрессии многие коллективы распались, поскольку публике стало не до развлечений. Музыкант переехал в Лос-Анджелес, где устроился работать в клуб «Новый Коттон» и дебютировал в кино, снявшись в ленте «Былое пламя». Однако осенью 1931 года он решил вернуться в Чикаго, но подвергся давлению со стороны мафии и отправился в Новый Орлеан.
На своей малой родине Луи вложился в местную команду по бейсболу, а позже и вовсе отправился в Европу. По возвращению в США он устроил гастрольный тур, но денег откровенно не хватало. Луи поменял менеджера, наняв Джо Глейзера, имеющего тесные связи с мафией, чтобы избавиться от преследований мафиози. Одновременно с этим у него начинаются проблемы с руками и губами, виной чему стала его своеобразная игра.
В итоге Армстронг перешёл на вокал и в 1936 году появился на экране в картине «Пенни с небес», а также поучаствовал в ряде театральных постановок. На следующий год его пригласили попробовать свои силы в качестве радиоведущего на радиостанции CBS, и Луи стал первым чернокожим американцем, выступавшим в эфире национального радиовещания. Последующие годы вокалист много гастролировал.
В 1943 году Луи окончательно определился с местом жительства, поселившись в Куинсе, Нью-Йорк. В это время начала набирать обороты поп-музыка, и популярность джаз-банд пошла на спад. Однако вскоре интерес к джазу 1920-х годов вновь возрос, но не настолько, чтобы содержать оркестр из 16 человек. Группа Луи начала выступать малым составом. В 1946 году он поучаствовал в джазовом фестивале «Кавалькада джаза».
В 1947 году коллектив Армстронга окончательно преобразовался в группу из 6 человек, и начал использовать в своём репертуаре жанры свинг и диксиленд. Первое выступление обновлённого коллектива, получившего название «Луи Армстронг и его звезды», состоялось в клубе «Супер». В этом же году музыкант снялся в фильме «Новый Орлеан», сыграв самого себя. Его партнёршей по съёмочной площадке стала Билли Холидей.
На следующий год музыкант посетил фестиваль в Ницце. В отеле он услышал знаменитый французский хит «Это так хорошо» в исполнении Сюзи Делер. Композиция настолько понравилась, что в 1950 году он написал её кавер-версию. Ему аккомпанировал Сай Оливер с оркестром. Диск с этой песней стал одним из самых продаваемых. Впоследствии многие певцы не раз использовали её в своём репертуаре.
К этому моменту заслуги Армстронга были настолько велики, что он стал первым джазменом, появившемся на обложке издания Time. Ежегодно он давал около 300 концертов, один из которых обязательно проходил в Новом Орлеане. В 1954 году он появился на экранах в биографической ленте «Истории Гленна Миллера», а спустя 2 года поучаствовал в мюзикле «Высшее общество». В 1959 году снялся в роли самого себя в картине «Пять центов».
В этом же году во время тура в Италии у музыканта случился инфаркт, и он был вынужден на время прекратить любую творческую активность. К этому времени у него уже закончился контракт с лейблом, а новый он не стал подписывать, посчитав за лучшее работать самостоятельно. Поправив здоровье, в 1964 году он выпускает альбом «Привет, Долли», который стал очень успешным в коммерческом плане.
Пластинка продержалась в топ-100 в течение 5 месяцев, потеснив в хит-параде знаменитую группу Beatles. Музыкант продолжал гастролировать по миру и прекратил гастроли лишь в 1968 году, пережив очередной сердечный приступ. В этом же году вышел альбом Disney Songs the Satchmo Way, в котором он последний раз сыграл на трубе. В 1969 году Луи пригласили сняться в ленте «Хелло, Долли», а через год он опять отправился в тур.
Несмотря на большие проблемы со здоровьем, Луи продолжал выступать практически до самой смерти. Великий джазмен ушёл из жизни, оставив после себя огромное наследие. За огромные музыкальные заслуги он был удостоен пожизненной премии «Грэмми», а его песни признаны произведениями, имеющими историческое значение. В честь прозвища Луиса назвали астероид. Именем Армстронга назван аэропорт, стадион и парк Нового Орлеана.
Семья и личная жизнь
В 1919 году Армстронг приехал в Луизиану на выступление в клуб «Брик Хаус», где познакомился с Дэйзи Паркер, которая, как и его мама, зарабатывала эскортом. Молодые люди с первых минут почувствовали огромное влечение друг к другу. Вскоре девушка переехала к Луи в Орлеан. Влюблённые узаконили отношения 19 марта этого же года и на следующий день усыновили Кларенса — умственно отсталого племянника Армстронга.
В 1922 году Луи влюбился в пианистку Линн Хардин и на следующий год развёлся с Дэйзи. Со своей новой избранницей музыкант расписался в 1924 году и прожил с ней в браке 14 лет. В 1938 году он женился на Альфе Смит. В 1942 году, после развода с третьей супругой, Армстронг вновь женится, выбрав в качестве спутницы жизни певицу Люсиль Уилсон. С этой женщиной музыкант прожил всю оставшуюся жизнь.
В браке у Луиса детей не было. Однако есть незаконнорождённая дочь, которая родилась на свет в результате интрижки с танцовщицей из клуба «Коттон» Люсиль Престон. Мать назвала девочку Шэрон. Армстронг признал, что ребёнок действительно его, и в 1955 году дал указание своему менеджеру ежемесячно выплачивать женщине и дочке алименты в размере 400 долларов — приличная сумма по тем временам.

Луи армстронг с Люсиль Уилсон
Болезнь и смерть
В марте 1971 года Луи Армстронг отправился в двухнедельный концертный тур, проигнорировав настоятельные рекомендации врача. После выступления музыкант почувствовал себя плохо и был госпитализирован с сердечным приступом. Спустя 2 месяца Луи был выписан из больницы, и вскоре вновь вернулся к игре на трубе, несмотря на большие проблемы с губами. Этот приступ серьёзно подорвал здоровье музыканта.
Уже вскоре у Луиса начались проблемы с почками. Почечная недостаточность привела к очередному сердечному приступу — Армстронг скончался 6 июля во сне. Смерть музыканта стала новостью № 1 на страницах американских таблоидов. 8 июля гроб с телом Армстронга выставили для прощания в учебном манеже Нацгвардии США. Процесс похорон проходил на кладбище Флашинг в Куинсе, Нью-Йорк, и транслировался по TV в. прямом эфире.
Луи Армстронг по праву считается королём джаза, а его фамилия стала именем нарицательным для всей джазовой музыки. Луис был не только музыкантом, но и любимцев американской публики, независимо от цвета кожи, что для Америки середины XX века феномен сам по себе во всех смыслах уникальный. Он так и остался личностью аполитичной и всю жизнь выражал свои идеи и взгляды исключительно посредством музыкальных мелодий.
Теги