Vector
Vector
Персоны

Хуснуллин Марат Шакирзянович

Дата рождения: 09.08.1966

Место рождения: г. Казань

Гражданство: Россия

Семейное положение: Разведен

Дети: 1 сын, 2 дочери

Хуснуллин Марат Шакирзянович

Описание

Краткие сведения

Марат Хуснуллин — российский государственный деятель. С января 2020 года занимает должность заместителя председателя Правительства РФ. Курирует Южный федеральный округ. С 2000 по 2010 год был министром архитектуры, строительства и ЖКХ Республики Татарстан. С 2010 по 2020 год — заместитель мэра Москвы, отвечал за градостроительную политику города.

Ранняя пора жизни, образование

Хуснуллин Марат Шакирзянович (09.08.1966) родился в Казани, столице Татарстана. Детские годы он провёл в Чистополе. Старинный живописный город расположен в 100 километрах от Казани, на левобережье Камы. Марат Шакирзянович по национальности татарин, воспитывался в традициях своего народа.

Мать будущего государственного деятеля работала судовым медиком на теплоходе. Она часто брала сына в рейсы по Волге, и он получал возможность познавать родной край. После получения среднего образования в 1983 году Хуснуллин выбрал для дальнейшего обучения Казанский государственный финансово-экономический институт.

После поступления в КГФЭИ Хуснуллин сразу же стал подрабатывать в институте лаборантом. Он занимался обслуживанием установок и приборов, используемых для опытов. В 1984 году ему пришлось сделать в обучении перерыв. Отсрочки для студентов вузов в стране отменили, и Хуснуллин отправился в армию на срочную службу. Отслужив два года, он вернулся в 1986 году в КГФЭИ для дальнейшего обучения. Возобновил он и работу лаборантом.

В 1990 году Хуснуллин завершил учёбу в КГФЭИ. В дальнейшем он продолжил повышать уровень образования. В 2000 году он обучался в Открытом университете Великобритании. В 2006 году защитил в Казанском государственном технологическом университете диссертацию, став кандидатом экономических наук. В его работе на примере Татарстана рассматривались вопросы инвестиционных стратегий.

Начало трудовой деятельности

Хуснуллин начал работать с первого курса КГФЭИ. Вначале он трудился лаборантом. В 1987 году он стал главным бухгалтером, затем председателем кооператива «Темп» в Казани. После окончания института он продолжил трудиться в этой должности. Место работы он сменил в 1995 году, занял кресло гендиректора ООО «Интерпластсервис». Предприятие успешно работало в строительной сфере. В нём Хуснуллин проработал два года.

В 1997 году он стал гендиректором ООО «Ак Барс». Эта строительно-промышленная торговая компания реализовывала в Казани крупные проекты. В 1999 году Хуснуллин перешёл на государственную службу — он получил мандат депутата Госсовета Татарстана. Свою работу в парламенте региона он продолжал до 2001 года.

После ухода из «Ак Барса» в 2000 году Хуснуллин перешёл в ГУП ПЭО «Татэнерго». В компании он занимал место заместителя гендиректора, отвечал за вопросы строительства, инвестиций, материально-технических ресурсов. На этом и предыдущих местах работы Хуснуллин показал себя талантливым специалистом, способным решать самые сложные задачи.

На госслужбе в Министерстве строительства Татарстана

В 2001 году Марату Шакирзяновичу предложили работу в правительстве Татарстана. Он стал министром строительства, архитектуры и ЖКХ, и перед ним открылось широкое поле деятельности. В период его работы в Татарстане были освоены большие объёмы федеральных инвестиций. Их вливание позволило реализовать комплексную программу строительства жилья и развитию крупных городов республики.

По инициативе министра использовались типовые проекты по возведению жилых комплексов и объектов инфраструктуры. Это нововведение позволило существенно экономить бюджетные средства и перенаправлять их в модернизацию социальной, дорожно-транспортной инфраструктуры. Порядок согласования проектов был упрощён, качество проведённых работ сохранено.

Работа Хуснуллина способствовала улучшению качества жизни жителей республики. В столице ликвидировали ветхое жильё, были построены знаковая мечеть Кул-Шариф и крупнейший в Казани мост Миллениум. В городе также запустили метро, первое в России после распада СССР. Кроме того, Хуснуллин руководил строительством спортивных сооружений к Всемирной универсиаде 2013 года. В эксплуатацию к весне 2010 года запустили 26 новых спортивных объектов.

Во время подготовки к спортивному событию было освоено 228 млрд рублей. Из них 80 млрд рублей было выделено инвесторами, 67 млрд — из госбюджета и 81 млрд — из бюджета самого Татарстана. Строительство проводилось в больших масштабах, потребовало большого труда и усилий Хуснуллина и его команды. Несмотря на большую занятость, Марат Шакирзянович успевал заниматься и научной деятельностью. В этот период он стал доцентом кафедры экономики и предпринимательства в строительстве в Казанском государственном архитектурно-строительном университете.

Работа в мэрии Москвы

Новый этап в карьере Хуснуллина начался в 2010 году, когда его пригласили на работу в правительство Москвы. Марат Шакирзянович был назначен руководителем Департамента городского строительства. В декабре этого же года его перевели на должность заместителя мэра города. В область ответственности Хуснуллина вошла сфера строительства и градостроительной политики.

Весной 2011 года Хуснуллина назначили председателем коллегии, отвечающей за строительную сферу и градостроительную политику в столице. В этом же году чиновник также возглавил комиссию по борьбе с самовольными застройками и их предупреждению. В 2012 году он отвечал за проведение экспертизы документов по различным объектам, заказанным городом. Результатом усиленной работы стало сокращение стоимости строительства на 20%.

Экономия бюджетных средств была достигнута при проведении торгов, в которых шёл выбор подрядчиков. За счёт уменьшения начальных цен в среднем на 9% были сэкономлены 8,4 млрд рублей. Хуснуллин занимался определением режимов использования земельных участков внутри Бульварного кольца и утверждением ограничений на высотные постройки. Принятые меры позволили упорядочить строительство в столичных районах.

С 2012 года чиновник также курирует проект введения в строительную сферу системы электронного документооборота. Эта мера была насущно необходимой и упростила процессы получения заключений экспертиз, разрешений на постройку, градостроительных планов и других документов. Получить их стало возможным в электронном формате, что исключило промедления и бюрократизм.

С 2012 года Хуснуллин руководил штабом, в зону ответственности которого вошло решение задач по возведению ММДЦ «Москва-Сити». Финансовый кризис стал причиной корректировок планов. Строительство было продолжено, несмотря на трудности с финансами. Вместо некоторых объектов были реконструирована часть улиц, сооружены новые транспортные развязки.

В апреле 2012 года чиновник стал сопредседателем Совета по развитию столичного железнодорожного узла, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта и прилегающих к ним земельных участков. После присоединения к Москве обширных территорий области Хуснуллин начал курировать строительство в Новой Москве. В 2013 году он стал руководителем Архитектурного совета, отвечавшего за единую концепцию градостроительства в столице.

В период работы Хуснуллина в московском правительстве было построено около ста километров линий метро, включая 54 км Московского центрального кольца. По инициативе чиновника были приняты меры, позволившие сократить стоимость строительства на 25%. Разработан и утверждён порядок отбора подрядчиков, исключающий фирмы-однодневки. Благодаря расширению перечня серьёзных подрядчиков стало возможным ускоренное строительство новых линий.

За период с 2011 по 2019 год было введено в эксплуатацию 122 новых станций метро. Ускоренное строительство инфраструктуры метрополитена стало возможным за счёт применения новых норм проектирования. Большое значение имел переход на сооружение станций мелкого заложения, заменивших станции глубокого заложения. Проведённые мероприятия упорядочили ход строительства и обеспечили его высокое качество.

Хуснуллин поддержал в 2011 году решение отказаться от Четвёртого транспортного кольца. Магистраль планировалось построить для улучшения межрайонных связей. Она должна была снизить нагрузки на МКАД и Третье транспортное кольцо. Отказ от проекта Хуснуллин объяснял высокой стоимостью строительства. Вместо Четвёртого кольца были запланировано строительство Северо-Западной и Северо-Восточной хорд, Южной рокады.

Помимо того, с 2012 года Хуснуллин принимал участие в руководстве проектом «Рубль за метр». Целью программы стало предоставление объектов культурного наследия на 49 лет в льготную аренду. Основное условие аренды — качественная реставрация объекта в течение пяти лет с момента подписания договора. Эта программа позволила восстановить и сохранить десятки исторических объектов. Они были реконструированы.

С 2013 года чиновник руководит работой над генпланом развития Москвы с учётом присоединённых территорий. В нём предлагаются решения, которые сделают облик столицы по-настоящему уникальным, а качество жизни — высоким. Одним из направлений работы Хуснуллина стала реализация программы реконструкции СК «Лужники», запланированной к чемпионату мира по футболу 2018 года. Работа была закончена с опережением на год.

Марат Шакирзянович стал инициатором проведения международного конкурса, призванного определить концепцию развития участков у Москва-реки. На их обустройство было выделено 100 млрд рублей. Кроме того, под руководством заместителя мэра в 2012 году проведён конкурс по определению облика парка «Зарядье». Проекты развития зоны отдыха в центре столицы были представлены 240 командами из разных стран мира.

Парк был обустроен к 2018 году. При его создании строительство на поверхности земли применялось мало. Для сооружения объектов в основном использовалось подземное пространство. Авторы проекта отказались от решений, которые могли повредить культурному облику центра Москвы. Парк «Зарядье» стал популярным местом развлечений и отдыха для москвичей и гостей столицы. Немалая заслуга в таком успехе принадлежит команде Хуснуллина.

Служба в Правительстве РФ

В 2020 году чиновник был назначен заместителем председателя Правительства РФ. Ему поручили курировать ответственные направления строительства, архитектуры, ипотечного кредитования и ЖКХ. Кроме того, ему были доверены вопросы управления госсобственностью, регионального и транспортного развития. Новая должность требовала от Хуснуллина применения всего его опыта и приложения больших усилий.

С 2020 года вице-премьер начал контролировать экономико-социальную обстановку в Севастополе и Крыму. В 2021 году ему поручили курировать ЮФО. В этот период в сферу ответственности Хуснуллина также вошёл контроль за сотрудничеством с Абхазией и другим южным соседом России — Южной Осетией. В 2022 году в круг обязанностей чиновника включили контроль за восстановлением городов Донбасса, Запорожья, Херсонской области.

После выборов президента весной 2024 года было сформировано новое правительство. Его вновь возглавил Михаил Мишустин. Кандидатура Хуснуллина была представлена на рассмотрение депутатам Госдумы. Он был утверждён в своей прежней должности подавляющим большинством голосов, голосов «против» не было совсем.

Марат Хуснуллин сегодня

Хуснуллин активно работает над насущно важными для страны задачами. Среди особо важных — контроль за сооружением транспортных путей международного назначения в Азию и Ближний Восток. Они крайне необходимы стране для обеспечения торговых отношений с другими государствами. Хуснуллин курирует обустройство выхода к странам Центральной Азии и Каспийскому морю, востребованному пути для перевозки товаров.

В планах правительства также стоит задача по упрощению выхода к странам побережья Индийского океана через территорию Ирана. Работая в этом направлении, вице-премьер активно сотрудничает с иранскими коллегами. Регулярными стали встречи с государственными деятелями Узбекистана, Казахстана, Таджикистана. Перед Хуснуллиным стоят важные задачи по строительству новых магистралей и ремонту уже проложенных дорог и внутри России.

Дороги от приазовских регионов к ЛДНР, Херсонской и Запорожской областям необходимы для развития логистики. За прокладку и улучшение этих магистралей отвечает Хуснуллин. Помимо того, в зону его ответственности входит контроль за расширением магистрали к Крымскому мосту. Он отвечал за восстановление этого сооружения в 2022 и 2023 годах. Ремонтные работы шли с опережением графика и были закончены досрочно.

Глава Правительства РФ ставит перед своим заместителем и другие задачи, такие как обновление жилищного фонда и дорожного-транспортной системы. Не менее важны реконструкция старых и постройка новых инфраструктурных объектов. Решение этих задач должно существенно увеличить качество жизни населения российских городов. По словам Мишустина, именно поэтому они были доверены Хуснуллину.

На сегодняшний день вице-премьер работает над проектом «Инфраструктура для жизни». Его реализация предполагает объединение различных государственных программ. В результате будет синхронизировано строительство, введение в эксплуатацию новых объектов жилищного фонда и инфраструктурных объектов. Работает Хуснуллин и над развитием транспортной системы посредством привлечения инвестиций.

В интервью чиновник отмечал, что особенное внимание он уделяет дорожной безопасности. Согласно принятому плану, к 2030 году будут проведены специальные мероприятия, в результате которых смертность на дорогах должна уменьшиться в 3,5 раза. В России активно развивается сфера туризма. Под руководством Хуснуллина в связи с этим разрабатывается проект по развитию инфраструктуры южных российских регионов, и особенно Приазовья.

Кроме того, сегодня вице-премьер занимается программой социально-экономического развития Крыма, действующей до 2027 года. Марат Шакирзянович лично курирует строительство на полуострове масштабных проектов. Под его контролем реконструкция очистных сооружений, обустройство съездов с трассы «Таврида». Запланировано вливание новых инвестиций в регион, несмотря на сложность ситуации.

Эффективность работы Хуснуллина оценена по достоинству. Он отмечен наградами, среди которых орден Почёта и орден Республики, присуждённый ДНР. За свой вклад в развитие страны чиновник также был отмечен медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» II и IV степени. Кроме того, он имеет звания почётного работника ЖКХ России, заслуженного строителя Татарстана, заслуженного строителя России, почётного строителя Москвы.

Личная жизнь

С будущей супругой Марат Шакирзянович встретился в молодости. В браке родились сын и две дочери. Все дети чиновника сегодня являются взрослыми, получили высшее образование, занимаются своим бизнесом. В 2018 году Хуснуллин расстался с женой. После развода Лилия Наильевна вернула девичью фамилию — Харисова. Бракоразводный процесс проходил в московском Хамовническом суде. В остальном о личной жизни государственного деятеля известно немногое.

Хуснуллин не любит говорить в интервью о себе и своих близких, привлекать к ним внимание прессы. Вице-премьер предпочитает рассказывать о своей работе, текущих проектах и достижениях. Марат Шакирзянович любит собак, и представители некоторых пород живут у него дома. В немногое свободное время Хуснуллин предпочитает кататься на снегоходе и рыбачить, занимается в том числе подводной рыбалкой.

Vector
Vector